поздно |
Смотрела опрос "Почему люди уходят в религию?", там 4 из 34 выбрали вариант "Боятся смерти, надеются на рай". Очень часто по теме встречаю замечания такого рода, что чем старше люди, тем чаще - верующие. Но вопрос, собственно, не об этом. Хотелось бы при помощи "коллективного разума" в данном топике собрать коллекцию различных представлений о рае, в различных религиях. Это ведь интересно само по себе. При наличии такой коллекции сравнительный анализ уместен, а также просто критические размышления. Даже предполагаю, что в итоге ответ на вопрос "хотят в рай" не покажется таким уж однозначным и часто расходящимся с обыденным (повсеместным) представлением о "жизни вечной". В общем, если кто-то может рассказать о картине рая, известной ему по той или иной религии - это приветствуется. И также приветствуется высказывания отношения к той или иной картине рая. Собственные представления о рае, не вписывающиеся ни в какие из существующих религий мира - тоже интересны, поскольку они могут содержать конструктивную критику религий. Для затравки - песенка на данную тему. В.Высоцкий "Балада об уходе в рай". |
1NN |
У древних норманов рай представлял собой поле битвы, где могучие воины бились с рассвета до заката. После заката мертвые оживали, раны затягивались, усталость исчезала и все воины отправлялись на пир, где ели, пили, общались с девушками. И так до рассвета. А с рассветом - снова начинался жестокий бой... |
поздно |
Вот собственно... Начну, наверное, с христианства, где для меня больше вопросов, чем твердых знаний. Мб, я в чем-то заблуждаюсь и кто-нибудь меня поправит. Не очень уверена, но, кажется, что в Новом завете нет нигде картины рая??? Описания последнего дня - в Евангелии от Иоанна и все... про рай не помню, где там? Кажется, что картины рая в христианстве появились гораздо позднее, ближе к средневековью. Например, в легендах св.Патрике и о плавании св.Брендана (ирландские персонажи) содержатся некие аллюзии на посещение рая - на каком-то случайном, не имеющем координат, острове, откуда доносится райское пение и видится свет... что-то в таком духе. Вот это представление о том, что в раю все поют или играют на каких-то божественно благозвучных инструментах (арфах, трубах) меня лично всегда смущало... Почему одна только музыка? И что, для глаз там есть какая-нибудь отрада - какая? Еще одна черта "райской жизни", которая, кажется, присуща более ранним источникам и не попсовым - это бесполость и безликость души. Из этого вытекает такое толкование, что души близких на земле людей, встретившись в раю не узнают друг друга. Неутешительное, скажем так, "известие" для тех, кто надеется на "встречу за гробом". Насколько обоснованы с точки зрения канона ожидания тех людей, которые насмотревшись на голливудских ангелов, рассчитывают, что их умершие близкие принимают какое-либо участие в их земной жизни? Ответа на этот вопрос у меня вообще нет никакого... Может, кто подскажет? И что насчет "воинства Христова", ангельского? Каковы его функции, как оно формируется и для чего? Я как-то совсем профан в данном вопросе... |
поздно |
(sxn2561388870 @ 20.06.2015 - время: 20:32)У древних норманов рай представлял собой поле битвы, где могучие воины бились с рассвета о, как интересно! получается, что таким образом рай удовлетворял и потребности в выплеске сил\эмоций, и в отдохновении, и в насыщении... непонятно только, чего с рассвета до заката в этом раю делала женская половина (?) - переживала за исход битвы? и еще, если есть более подробные описания: за что они воевали, может, это как-то содействовало их сородичам на земле? |
Мимo шёл |
Я, наверное, не совсем в тему. Рай - не рай, я не так себе все это представляю. Не так давно наткнулся в ФБ-чных перепостах на очень занимательную статью о клинической смерти одного ученого, изобретателя, который спустя 5-6 минут ожил. Как утверждалось в той статье, дядька за те минуты нашел решения, над которыми бился долгие годы, причем, мимоходом (и запомнил их, и воплотил потом), но не это его потрясло. Основные эмоции от того, что ему открылась вся вселенная, он мог перемещаться неограниченно и мгновенно, он видел суть любого предмета, события, явления насквозь, стоило только об этом подумать. И, вроде как, понял, что есть Бог, из твердого агностика превратился в верующего. Вера его, к слову, не имеет ничего общего с догмами основных мировых конфессий. Сам я, почему-то, помню очень ярко и в подробностях, как в 10 лет чуть не утонул, и помню этот яркий свет в конце тоннеля, только тоннель был очень короткий, т.е. небольшой темный ореол (который был именно тоннелем) и очень яркий свет, который очень манил. Ну, т.е. страха не было никакого, был какой-то сказочный кайф от этой картинки. Параллельно почувствовал дно под ногами, присел, выпрыгнул. На поверхности откашлялся, и таким макаром и допрыгал до берега |
панда |
Перемещаю в раздел "В поисках истины". |
Laura McGrough |
Интересная тема. Энное количество лет назад я задавала подобный вопрос на Мистике, явно не в первый, и, очевидно, не в последний раз - периодически эта тема поднимается на форуме пытливыми умами в той или иной форме. Что характерно: никакой внятной картины Рая верующие так и не нарисовали. И почему они, в таком случае, рвутся туда, как на пожар, не совсем понятно. Хотя да, словосочетание "вечное блаженство" многое объясняет.)) Относительно клинических полетов во сне и наяву: "Среди наиболее распространенных элементов клинической смерти есть отчетливое ощущение того, что индивид покидает свое бренное тело. Те, у кого был опыт «выхода из тела», часто сообщают о том, что во время клинической смерти плавали вокруг и видели свое тело и окружающих его людей. Были также сообщения о том, что во время выхода из тела люди могли идентифицировать объекты и события. Исследования показали, что за все это может отвечать височно-теменной узел мозга. Височно-теменной узел отвечает за интеграцию данных, собранных органами чувств и телом, формируя восприятие человека. Когда эта часть мозга повреждена, вполне возможно, появляется опыт выхода из тела, о котором говорят так много людей. Хотя этот опыт может быть невероятно ярким и реальным, в рамках научных исследований удалось воспроизвести это явление, не доводя человека до предсмертного состояния, а просто стимулируя электрически височно-теменной узел мозга."(с) "Большинство учёных считает подобные переживания галлюцинациями, вызванными гипоксией головного мозга. Согласно этой точке зрения, околосмертные переживания испытываются людьми не в состоянии клинической смерти, а на более ранних этапах умирания головного мозга в период предагонального состояния или агонии, а также в период комы, уже после того, как больной был реанимирован. С точки зрения патологической физиологии эти ощущения вполне закономерно обусловлены. В результате гипоксии угнетается работа головного мозга сверху вниз от неокортекса к археокортексу. Угнетается кора головного мозга: развивается туннельное зрение, перестает функционировать распознавание образов поступающих от сетчатки — именно этим обусловлено видение светового пятна впереди. Затем мозг перестает получать данные от зрительного анализатора, и формируются очаги устойчивого возбуждения коры, поддерживающие картину сплошной засветки, человек как бы приближается к свету, эта иллюзия возникает из-за реверберации сигнала в зрительной коре головного мозга, которое имитирует усиление и распространения света перед глазами больного. Этим же объясняется феномен виденья световых пятен у слепых, при повреждении глаз зрительная кора как правило не страдает, и вполне способна генерировать сигнал имитирующий поступление данных со зрительного анализатора. Ощущение полёта или падения возникает в результате ишемии. Возникает нехватка кислорода для вестибулярного анализатора, в результате чего мозг перестает анализировать и адекватно воспринимать данные, поступающие от рецепторов вестибулярного аппарата. Также в ряде случаев данное состояние может сопровождаться специфическими галлюцинациями. Для религиозных людей это действительно могут быть картины загробной жизни, причём то, что человек видит, может значительно различаться в зависимости от его жизненного опыта и индивидуальных особенностей. Данные галлюцинации зачастую очень схожи с подобными переживаниями при психических заболеваниях."(с) |
поздно |
(Мимo шёл @ 20.06.2015 - время: 21:48)Я, наверное, не совсем в тему. Рай - не рай, я не так себе все это представляю. Привет, Мимo шёл Да, немного не в тему, а могли бы и рассказать, как у вас там все не так), но, конечно, это, мб, оч.личное). А экстатические переживания ученых, которые обычно сопутствуют открытиям, да, весьма интересный момент. Многие описывают их, сравнивая с религиозными экстатическими переживаниями. Но то, о чем я читала-слышала - это безотносительно стрессовых, шоковых и термальных (предсмертных) состояний. Хотя мне, ну просто в силу специфического профобразования и опыта, ну никак не удержаться от соответствующей интерпретации такого рода состояний, ну, вы понимаете, о чем я... Это аффект, кратковременный, то есть в рамках нормы... Это вот когда человек долго-долго трудился и естественно, что радость через край, и это нормально.. Самая высокая степень радости, какая только возможно, эйфория)... Немного измененное под этим углом сознание, ненадолго.., но, на мой имхо, совершенно заслуженный кайф)... Вот... А клиническая смерть - это штука все ж таки не безобидная, иногда проходит с некротизацией некоторой части нервной ткани (мозга то есть) в результате кислородного голодания. То же самое ведь ощущает чел в процессе утопления, а также в процессе асфиксии (удушения)... Учитывая, что некоторые секс-экстремалы это практикуют для кайфа, могу только догадываться, что кислородное голодание может вызывать приятные, эйфорические ощущения и переживания... Ну, в общем, я не буду настаивать на своей трактовке. Если такой вот опыт в воспоминаниях имеется, и он положительный - why not? почему бы и не рассматривать его с мистической точки зрения? Очень точных данных в медицине на этот счет не имеется, так чтобы можно было бы что-то утверждать безоговорочно... |
Laura McGrough |
(поздно @ 20.06.2015 - время: 22:32)Если такой вот опыт в воспоминаниях имеется, и он положительный - why not? почему бы и не рассматривать его с мистической точки зрения? Потому что описываемому опыту есть верифицируемые научные объяснения. К чему разбавлять эти объяснения религиозными сказками дядюшки Римуса? Разве только just for fun. |
поздно |
(Laura McGrough @ 20.06.2015 - время: 22:23)Интересная тема. Энное количество лет назад я задавала подобный вопрос на Мистике, явно не в первый, и, очевидно, не в последний раз - периодически эта тема поднимается на форуме пытливыми умами в той или иной форме. Что характерно: никакой внятной картины Рая верующие так и не нарисовали. И почему они, в таком случае, рвутся туда, как на пожар, не совсем понятно. Хотя да, словосочетание "вечное блаженство" многое объясняет.)) Ну да, вот уже более подробный анализ, с точки зрения нейрофизиологии. В целом согласна. Хотя и это объяснение имеет более-менее общий характер, пройдет еще лет 20 оно будет дополнено, расширено, наверно, а в чем-то раскритиковано, если будут исследования дальше развиваться, не исключено открытия и противоречащие нынешним данным и общему мнению в этой среде. Нейрофизиология - очень молодая наука... Но, возвращаясь на круги своя... О мнениях верующих: у меня тоже такое было впечатление, когда я данную тему с разными верующими обсуждала. Особенно по этому вопросу расходятся христиане. Насколько я понимаю, то в иудаизме, например, после смерти все должны попадать в чистилище, и более-менее праведные, и грешники. Огромное количество грехов (точный список которых известен только знатокам Торы, Талмуда иии... Кабаллы (? возможно)) как будто практически исключает возможность попадания кого-либо из смертных прямиком в рай. Кроме того, каббалисты, будто бы, могут рассчитать срок пребывания в чистилище в зависимости от разных видов греха. Опять же, не очень себе представляю, есть ли где-нибудь в Торе описание рая... Может, если тут появится сведующий человек, объяснит... Это очень интересно, особенно, с учетом общих истоков у иудаизма, христианства и ислама... Так, в христианской традиции есть в корне отличные от иудаизма теологические учения о небесной иерархии (см. Августин Блаженный - концепция Града Божьего). А в исламе, насколько я понимаю, напрочь отсутствует понятие "чистилища". Не удивлюсь вообще, если здесь появится знаток, который расскажет, что понятия "рай" и "ад" для иудаизма вообще не актуальны, во всяком случае, я сталкивалась с таким мнением. |
поздно |
(Laura McGrough @ 20.06.2015 - время: 22:39) (поздно @ 20.06.2015 - время: 22:32) Если такой вот опыт в воспоминаниях имеется, и он положительный - why not? почему бы и не рассматривать его с мистической точки зрения? Потому что описываемому опыту есть верифицируемые научные объяснения. К чему разбавлять эти объяснения религиозными сказками дядюшки Римуса? Разве только just for fun. К тому что я не считаю потребность человека в вере безосновательной или детской. То есть кто и что ограничивает свободу трактования одного и того же факта с точки зрения различных систем\способов познания? - с научной точки зрения - это раз, с теологической (религиозной, мистической)- это два, с философской - это три. Это все разные способы интеллектуальной\духовной деятельности. Это сообщение отредактировал поздно - 20-06-2015 - 23:13 |
Мимo шёл |
(поздно @ 20.06.2015 - время: 22:32)Привет, Мимo шёл Да, немного не в тему, а могли бы и рассказать, как у вас там все не так), но, конечно, это, мб, оч.личное)... Привет! Не, ничего личного. Вспомнился Том Сойер, с его арфами) Я честно не имею своего личного представления о рае, или о загробной жизни. Верю, что с физической смертью все не кончается. Об описанном случае с моим купанием задумался впервые уже много позже, будучи вполне взрослым, когда вычитал где-то про свет в конце тоннеля. Сам смерти не боюсь, по вышеописанной причине. Боюсь мучительной смерти только. Но понимаю, что а) нужно по-максимуму выбрать сначала здесь))) оччень нравится жить!, ловлю кайф от каждого прожитого дня, даже неудачного, геморройного. б) моя безвременная смерть принесет всем моим близким неудобства в) я иррационально верю, что у меня еще будут дети... Но, если вдруг мне скажут, что завтра ты умрешь, мне кажется, не сойду с ума. |
поздно |
(Мимo шёл @ 20.06.2015 - время: 23:13) Но, если вдруг мне скажут, что завтра ты умрешь, мне кажется, не сойду с ума. Ой, была же на эту тему сказка у Л.Толстого. Как к мужику смерть пришла и сказала: через три дня вернусь за тобой. А мужик то ли забор, то ли крышу чинил. Мужик обрадовался и забросил всю починку - нафига ему, если три дня осталось)) Ну а смерть не пришла. И с тех пор не сообщает никому заранее, когда придет - не расслаблялись чтобы))) Том Сойер - это прелесть)! Он осуществил мечту многих, кто хотел бы узнать, что ждет его после смерти))) Ну, когда они с Геком смылись и явились на свое заочное отпевание))) Это сообщение отредактировал поздно - 20-06-2015 - 23:19 |
Laura McGrough |
(поздно @ 20.06.2015 - время: 22:59)А в исламе, насколько я понимаю, напрочь отсутствует понятие "чистилища". Не удивлюсь вообще, если здесь появится знаток, который расскажет, что понятия "рай" и "ад" для иудаизма вообще не актуальны, во всяком случае, я сталкивалась с таким мнением. Да и фиг бы с ним, с Чистилищем, они бы хоть объяснили, чем они в Раю собираются заниматься целую вечность. Водить хороводы круглыми сутками и славить Всевышнего? Говорят, нет, не так. А как - уточнить отказываются.) Подождем, что на этот раз скажут верующие знатоки. |
поздно |
(Laura McGrough @ 20.06.2015 - время: 23:20) (поздно @ 20.06.2015 - время: 22:59) А в исламе, насколько я понимаю, напрочь отсутствует понятие "чистилища". Не удивлюсь вообще, если здесь появится знаток, который расскажет, что понятия "рай" и "ад" для иудаизма вообще не актуальны, во всяком случае, я сталкивалась с таким мнением. Да и фиг бы с ним, с Чистилищем, они бы хоть объяснили, чем они в Раю собираются заниматься целую вечность. Водить хороводы круглыми сутками и славить Всевышнего? Говорят, нет, не так. А как - уточнить отказываются.) Подождем, что на этот раз скажут верующие знатоки. А да! Меня тоже этот вопрос всегда смущал. Вечное блаженство меня тоже как-то не прельщает. Особенно в том виде, в каком преподносят это множество мусульманских проповедников. Причем никаких расхождений по данному вопросу между фундаментальными суннитами, ваххабитами, шиитами, исмаиилитами, зайдитами по данному вопросу нет, и это понятно, поскольку тут мы как раз найдем в Коране и в Суннах точные цитаты насчет рая и ада. А стоит только погуглить "рай ислам", то куча роликов с такими проповедями найдется. И вот тут вся картина будет описываться именно в терминах "блаженства": блаженство от возможности видеть Аллаха, блаженство от красоты рая, блаженство еды и питья, от гурий, от детей любого возраста, которых тоже можно иметь в раю. Что конкретно в таких картинах пугает? Такое блаженство непонятно для земного опыта. Оно похоже на зависть бедного к богатому. А человек, который не испытывает особой, тяжкой нужды в земной жизни, ему не понять, как может счастье длиться без пробелов, без пауз из тревог-забот-грусти... Вот когда в рамках христианской традиции говорится о "воинстве Христовом", то я это понимаю как участие в земных делах. В этом есть смысл для жизни вечной - участие в вечной борьбе за что-то лучшее, что-то возвышенное. Но я трактую это таким образом, благодаря одному лишь, косвенному источнику: в одном из писем Лейбница, много лет назад наткнулась на фразу, извините, что не цитирую (пришлось бы четырехтомник перелистать), примерно так это звучало: Такие люди, как мы с тобой, Ньютон, должны быть помощниками Бога на земле... что-то в таком духе. понятно, да? ученый - по сути член "воинства Христова", радетель за торжество божественного плана-проекта... Но я не видела в трудах теологов ничего такого, и думается, что если написано что-то теологами на данную тему - то это не канон.. А зря, имхо. |
поздно |
(Мимo шёл @ 20.06.2015 - время: 23:13) Сам смерти не боюсь.., Но понимаю, что а) нужно по-максимуму выбрать сначала здесь))) оччень нравится жить!, ловлю кайф от каждого прожитого дня, даже неудачного, геморройного. б) моя безвременная смерть принесет всем моим близким неудобства в) я иррационально верю, что у меня еще будут дети... Ну, собственно, вот эти два последних пункта (б и в) они как раз и удручают тем, что не находят никакого отражения в христианской концепции рая. Тут где-то был пост, где пересказывалась байка о том, что мужчины рвутся к славе из жажды бессмертия, а женщина де бессмертна за счет детей)... Но уходить и оставлять, особенно маленьких - та еще мука, не дающая покинуть этот мир, что называется с миром, извиняюсь за каламбур... Различные языческие религии просто изобилуют культом умерших предков. У северных народов идолы умерших предков остаются в домах и являются по сути членами семьи, к ним обращаются за советами, им оказывают почести. В русской сказке про Василису было такое, что мама умерла, оставила куколку, с которой Василиса отправилась к Бабе-яге, и кукла с девушкой говорила, давала советы, выручала ее - очевидно, весьма глубокие, языческие корни у этой сказки. Возвращаясь к христианству, можно говорить лишь... поправлюсь))), не о Воинстве Христовом (так, оказывается называется некая испанская террористическая группа), а о Небесном воинстве (НВ). НВ как раз-таки упоминается в библейских текстах. Причем, если верить Православной энциклопедии в разных контекстах. Так, в частности Бог Саваоф считается главой НВ, и его имя (Яхве Цеваот) едва ли не означает "создатель воинств". От Моисея евреи получают указания не поклоняться НВ , в состав которого иногда включаются небесные светила (поклоняться всему этому означает быть многобожниками). Комментаторы при этом настаивают, что светила в состав НВ - относят более ранние тексты, а в более поздних состав НВ формируется за счет "лучших сил" - святых, а еще позднее, в период раннего христианства, в первых христианских иконах и гимнах состав НВ формируют вообще все, кто идет в рай. скрытый текст Причем такая трактовка похожа на обновленную интерпретацию ветхозаветной истории о том, как тот же Бог Саваоф карает НВ и его вождя за то, что они принимали жертвы от людей и часть НВ, вместе с его вождем низвергается в Ад. Оставшаяся - стоит по правую и левую руку от Бога, и славит его или, читай, прославяет (пропагандирует) божественный замысел, план. И да, в раннехристианских интерпретациях Господь, низвергнув Вождя НВ и часть этого войска в Ад, ставит во главе над НВ Иисуса Христа. Далее на основе этого и развиваются все концепции Града Небесного, Небесного Иерусалима, Небесной иерархии, ангелологии. Вот если учесть то обстоятельство, что все, кто находится в раю составляют Небесное Воинство (НВ), в задачи которого входит способствовать осуществлению божественного замысла, тогда может оказаться, что райская жизнь по христианским канонам вовсе не лишена совершенно определенного смысла. И весьма далека от представлений о вечном блаженстве. По сути - эта загробная жизнь наполнена борьбой. Причем борьбой глобального характера, тогда как по ветхозаветным текстам НВ борется лишь за народ Израиля. Ну и отсюда же, по логике, по духу, по идее должно вытекать, что в этой глобальной борьбе не будет уделяться внимания отдельным вашим близким, как в языческих культах. Это сообщение отредактировал поздно - 21-06-2015 - 12:08 |
M_O_N |
На что сослаться я не знаю. Просто делюсь: Случилось так: умер Мулла Насреддин, и два его ученика совершили самоубийство, без Мастера — что им было делать? Мулла вел, ученики следовали, они все трое постучали во врата иного мира, прекрасные врата. Насреддин сказал: «Смотрите! Это то, что я вам обещал, я всегда выполняю то, что я обещал. Мы попали в рай». Они вошли. Сопровождающий отвел их в прекрасный дворец и сказал: «Теперь вы будете жить здесь вечно. И все, в чем бы вы ни нуждались, попросите у меня — это будет немедленно исполнено». Мулла сказал: «Видите? Я вам обещал это, и я это выполнил!» Они в течение семи дней жили там в восторге, так как, чего бы они ни захотели, заказ немедленно выполнялся — что бы это ни было. Все их желания за миллионы жизней были исполнены за семь дней, так как не делалось никакого усилия, и никакое время не тратилось. Но на седьмой день они разочаровались, ведь когда вы получаете нечто слишком легко, вы не может этим наслаждаться. А когда вы получаете это так быстро, что нет промежутка между желанием и его исполнением, вы становитесь пресыщенным. Вот почему богачи настолько пресыщены. Бедняк может иногда поплясать в своей жизни, но не богач. Посмотрите на царей, они мертвы, они пресыщены всем, потому что все доступно. Доступность – это большая проблема — большая, чем бедность, большая, чем нехватка. На седьмой день они пресытились, насладившись самыми прекрасными женщинами, самыми дорогими винами, самой лучшей пищей, самыми дорогими одеждами — они жили, как императоры. Но что делать потом? На седьмой день мулла попросил их гида: «Нам хотелось бы глянуть вниз, на землю. Откройте нам окно, чтобы мы увидели землю». Гид спросил: «Зачем?» Мулла сказал: «Чтобы мы вновь обрели интерес, это возбудит наши желания». Гид открыл окно, и они посмотрели вниз на людей, они посмотрели, как мы боремся всю нашу жизнь и как мало достигаем — и они вновь ощутили свой голод, по контрасту. Они наслаждались еще семь дней, но вновь пресытились. Теперь прежнее лекарство уже не помогло бы; вновь смотреть на мир — не поможет, они стали невосприимчивы, так что Насреддин сказал: «Теперь у меня другой нелепый заказ — нам хотелось бы, чтобы вы открыли дверь в ад, чтобы мы посмотрели и вновь вернули себе вкус к удовольствиям. Но у нас есть опасения — что мы будем делать после этого?» Гид начал смеяться и сказал: «А как вы думаете, где вы находитесь?» |
поздно |
(M_O_N @ 28.06.2015 - время: 20:35) На что сослаться я не знаю. Леонид Соловьев "Повести о Ходже Насреддине", если это только включено в эти сборники).. это суфийские байки) Ай, спасибо, действительно, порадовали).. Хафиз Ширази, персидский поэт и суфий (14в по христианскому календарю) писал, что цель суфия "не рай, не райские дворцы, не райские гурии. Мечта их - лицезреть Всевышнего".. Нищему у Твоей Двери Не нужны восемь райских садов, Пленник Твоей любви Свободен от обоих миров... А это вот Руми: Человек соединен с тем, с кем подружился. Такой друг пребывает с тобой и в этом мире, и в следующем. В этом смысл хадиса добросердечного Мохаммада, сказавшего: "В Раю мы будем с теми, кого любим". Сердце не отсекается от средоточия своего желания. иногда так... а иногда вот как: Мудрый Пророк сказал, что никто из умерших и спешившихся со скакуна своего тела, не ощущает скорби из-за ухода и смерти, а только лишь из-за упущенных возможностей и не совершенного блага. Поистине, каждый умерший хотел бы, чтобы прибытие в пункт назначения произошло пораньше: злобный - чтобы было меньше времени на злобу, а преданный - чтобы быстрее добраться до дому. или так: Когда благодаря духовной нищете кто-либо облагодетельствован несуществованием, он, подобно Мохаммаду, теряет свою тень. Фана' наделила благодатью Пророка, сказавшего: "Нищета - моя гордость".' Он лишился тени, подобно пламени свечи. Когда свеча полностью, от верхушки до основания, превратилась в пламя, тень не способна к ней приблизиться. Восковая свеча спаслась от себя и своей тени бегством в свечение ради Того, кто сотворил ее. Бог сказал: "Я создал тебя для фана". Она отвечала: "И я нашла прибежище в фана". Фана - исчезновение индивидуального бытия в Боге, одно из центральных понятий в суфизме... (извините, что подстрочники, но так точнее) Гегель в этом совершенно запутался): "Если, например, у превосходного Джалалиддина Руми на первый план особенно выдвигается единство души с Единым и это единство характеризуется, как любовь, то это духовное единство представляет собой возвышение над конечным и обыденным, просветление природного в духовном, в котором именно внешняя, преходящая сторона непосредственно природного существования, равно как и эмпирического, в житейском смысле духовного, выделяется и поглощается». (Гегель, "Соч.", т. 3, М, 1956, стр. 359) © Это сообщение отредактировал поздно - 05-07-2015 - 03:47 |
поздно |
Хочу рассказать про свою любимую концепцию рая)).. Увы, не назову исследователей, поскольку просто был цикл лекций по истории религии, не знаю, кем написанный.. давно это было, как слушалось, так и запомнилось.. Как известно, в разное время в Др.Египте религиозные концепции немного менялись, то возвышался один храм, то другой.. Понятно все более менее со "страшным судом": сердце грешного человека было тяжелее перышко, и его пожирало чудовище. Это уже был конец - совсем конец, то есть никакой загробной жизни вообще.. Понятно, почему это страшно, и почему вместо сердца надо подложить скарабея - который то ли легче перышка, то ли это такая голубенькая "божья коровка" на египетский манер).. Но если с этим все более-менее понятно, то что же с жизнью вечной? "О, имярек, живой, обновленный, омоложенный! Нет никакого зла в том месте, где ты пребываешь. Ты выходишь в день, ты наслаждаешься его лучами..." Примерно так написано в египетской "книге мертвых" - в "Изречениях выхода в день". Поля Хотепа (Иалу, Поля камыша) - прообраз Елисейских полей (Элизиума), райских полей.. где якобы работала воскресшая душа, производя пищу для богов.. Но если так, то ну зачем тогда все эти сцены земной жизни на стенах гробниц? А кроме того, жертвовалась ведь и живыми пища для богов... Др.Египет - это кастовое общество. Представление о загробной жизни было представлением о продолжении земной жизни.. Чем человек занимался в земной жизни, тем занимался и в загробной, профессию нельзя было поменять в силу кастовости... Мы видим отражение именно таких верований в других религиях, полуязыческих-полусветских... Видим в раскопанных могильниках утварь и челядь, скотину... хоть в Китае, хоть в курганах Великой Степи.. Ничто не говорит о том, чтобы гончар, к примеру, в древнеегиптеском раю срочно бы осваивал профессию земледельца.. Скорее всего, он занимался бы теми же горшками.. Умершего хоронили с инструментами, которые он использовал при жизни.. И если рай так радовал, так услаждал своими лучами, то видимо, и труд в нем был в радость. А как труд повседневный мог быть в радость? Должно быть, там все удавалось таким, каким при жизни могло лишь помыслиться. Ты представляешь мысленно самый красивый горшок - и он тебе дается.. А следующий - еще лучше).. Вот это кайф))) Вот я бы не отказалась от такого рая))... Ну а поля камыша... это же просто образ выхода из темноты на свет... Это сообщение отредактировал поздно - 05-07-2015 - 02:37 |
Sekses |
Рай у каждого свой . Это внутреннее состояние души при жизни, кде каждому комфортно . Для кого-то Ад - это Рай )) . |
Рабиновичъ |
(Sekses @ 15.08.2015 - время: 14:16)Рай у каждого свой . Это внутреннее состояние души при жизни, кде каждому комфортно . Для кого-то Ад - это Рай )) . ...Весьма спорное утверждение...нелогично получается: ежели рай находится на грешной Земле, то что находится ТАМ?...и еще получается, что рай у каждого-свой, так сказать, индивидуальный...Уважаемый, а вы не путаете понятие "рай" с другим-душевным комфортом, т.е. внутренней уравновешенностью, или, говоря иным языком, душевным покоем? |
1NN |
Первобытный человек располагал рай где-то на Земле (где текут молочные реки в кисельных берегах). Потом рай перенесли на Небеса (без конкретного указания созвездий и планет). А сейчас рай разместили в параллельных измерениях... Словом, каждый может выбрать для себя рай по вкусу... |